Технические особенности диагностики поршневых компрессорных машин
Особенности технической диагностики поршневых компрессорных машин
Моделирование работы механизма движения с учетом технического состояния узлов позволило качественно и количественно определить параметры ударного взаимодействия сопряженных деталей, что способствовало разделению их виброимпульсов в структуре вибрационного сигнала. Реализация рассмотренного подхода диагностирования позволяет более точно определять остаточный ресурс отдельных деталей компрессора по различным критериям.
Современные тенденции развития компрессоростроения в России и за рубежом свидетельствуют о все более частом применении систем контроля технического состояния в процессе эксплуатации. Это является единственным способом обеспечения безотказности работы машины и повышения надежности на эксплуатационном уровне.
Как показывают исследования, в мировой структуре производства 40-50% общей потребности приходится на поршневые компрессоры. Однако в России и странах СНГ их доля существенно выше - она составляет около 80%.
В компрессорах такого типа вследствие возвратно-поступательного движения поршня, возникает нестационарность динамических воздействий, что характеризуется более сложным, в отличие от роторных машин, характером вибрационного состояния. Это приводит к возникновению дополнительных источников вибрации:
* неуравновешенные силы инерции вращающихся Fr и поступательно движущихся масс FS;
* момент сил инерции Ми вращающихся и поступательно движущихся масс;
* опрокидывающий момент Мопр;
* крутильные колебания коленчатого вала;
* пульсация давления газа в цилиндрах и межступенчатых коммуникациях;
* удары элементов механизма движения, цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) и клапанов.
Ряд исследований в области вибродиагностики поршневых компрессоров был проведен и проводится в ОАО "ЛенНИИхиммаш", ООО "ВНИИГаз", ИМАШ РАН, НПЦ "Динамика", "Вибро-Центр", Ленинградском и Одесском институтах холодильной промышленности, Пензенском политехническом институте и других организациях. Однако большинство этих работ основано на статистическом накоплении виброхарактеристик и соответствующих неисправностей компрессора. Это не способствует выявлению физических закономерностей формирования виброимпульсов и требует проведения длительных экспериментов. Кроме того, изучение влияния многочисленных факторов экспериментальными методами не дает возможности выявить действие отдельных параметров в их взаимосвязи. Существенно облегчает решение данной задачи математическое моделирование работы компрессора.
Одной из характерных особенностей диагностирования поршневых компрессоров является то, что колебания, проявляющиеся вследствие неисправностей, накладываются на общее вибрационное состояние от неуравновешенности масс. Это приводит к необходимости рассмотрения двух подходов:
* анализ колебаний компрессора как единого целого, возникающих от его неуравновешенности;
* анализ вибрации узлов компрессора, возникающей от дефектов.
Для каждого из этих подходов разрабатывается своя математическая модель работы объекта. Причем для анализа неуравновешенности, немаловажное значение оказывает конструкция компрессора. Исследования вибрационного состояния проводили на различных типах компрессоров с различным числом и схемой расположения цилиндров, мощностью привода, скоростью вращения коленвала.